ВАСИЛЕНКО ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (МИТЯ), 13 лет

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЕСТЕСТВЕННО В ГРАНИЦАХ СВОЕЙ РОЛИ

Статья Бондаренко Л.К., к.и.н, д.ф.н.
Развитие графического мышления у Мити развивается в процессе творческого взаимодействия с Александром Шандро – известным на Юге России графиком, резко выделяющимся своей бескомпромиссностью по отношению к социокультурным процессам, происходящим в художественной жизни. Он стремится быть не вовлечённым в светские игры, глубоко отвергая «селебрити» во всех проявлениях, как противоречащее его маскулинности. Неукротимый характер художника сформировал вокруг него силовое поле, отвергающего всё банальное и предсказуемое. Людям с двойным дном рядом с ним находится невозможно. Однако Митя вошел в его мир, постепенно обретая под воздействием творческой энергии А. Шандро свой собственный стиль.
Первая персональная выставка Дмитрия Василенко (Мити) состоялась в 2022 году, в возрасте 13 лет в Краевом Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств (г. Краснодар), естественным образом под патронажем Александра Шандро.
Несмотря на юный возраст, на выставке было представлено несколько серий:
– «Мастер и Маргарита» по мотивам романа М. Булгакова, состоящая из 15 листов, выполненных в едином стиле в технике монотипия.
Серия представляет собой:
1) фигуративные композиции – портреты-новеллы персонажей романа («Иешуа», б., 68×70, 2022; «Распятие», б., 68×70, 2022; «Маргарита», б., 68×70, 2022; «Явление. Бегемот», б., 68×70, 2022; «Фагот», б., 68×70, 2022; «Воланд», б, 68×70, 2022; «Фрида», б., 68×70, 2022; «Голова Берлиоза», б., 68×70, 2022; Господин Жак, б., 68×70, 2022);
2)экспрессивные абстракции: ключевые идеи романа («Квартирный вопрос», б., 68×70.2022; «Шабаш», б., 68×70, 2022) и аллюзии на хтонические образы: Хаос, Ужас, Тёмные силы («Всадник» (1) и «Всадник» (2); б., 68×70, 2022; «Рождение мира», б., 68×70, 2022; «Вселенское дно», б., 68×70, 2022; «Противостояние» б., монотипия, 68×70, 2022.
Несмотря на монохромность, композиции выглядят выразительно, за счёт нервозности причудливого мира «булгаковщины».
Неожиданно лирично звучат пронзительные образы Маргариты, Бегемота и самого писателя, с точным попаданием в стилистику начала 20 века. М. Булгаков (монотипия, б., 68×70, 2022) воспринимается художником, как персонаж своего романа.
Необъяснимым образом Митя перелил в эти книжные образы свою энергию, наделив их магической притягательностью.
Графическая серия «Священная корова» тоже выполнена в технике монотипия («Священная крова» (1), б., 68×70, 2022; «Священная корова» (2), б., 60×70, 2022; «Корова», б., 68×70, 2022; «Свинья», б., 68×70, 2022) существует как опыт духовной практики, демонстрирующая удивительный синтез культур – русской руральности и будизма, тонко переданный сочувствующей душой мальчика. В итоге, Митины коровы напоминают философские аналитические образы П. Филонова, мыслившего их в голодные годы в качестве символов Жизни. Однако у Мити образы животных фантастичны, любопытны и беззащитны.
Считаем, данная серия обладает аутентичными чертами и является ярким выражением метапостмодернизма – поиска не столько смыслов, сколько новых чувствований, расширяющих границы эмоционального интеллекта современного зрителя.
Следует также выделить философскую графическую серию, выполненную в монотипии одновременно с иллюстрациями к роману М. Булгакова: «Рождение мира» (б., 68×70, 2022); «Две жизни» (б., монотипия, 68×70, 2022); «Вселенское дно» (б., 68×70, 2022); «Противостояние» (б., 68×70, 2022) и др.
Лист «Два мира» (б., 68×70, 2022) является Альтер эго юного художника. Здесь он мыслит себя вне возраста, как зрелая творческая единица, со своим взглядом на мир, несколько отстраненно.
Основными чертами творческого метода Мити является противопоставление негатива –- рентгеновского снимка и позитива – света и цвета. В сочетание с монохромностью, жёсткостью и решительностью линий, это рождает экспрессивные, бескомпромиссные образы.
Живописные работы до некоторого времени курировались краснодарским художником-педагогом ДХШ № 1 – Габайдулиным Р. Ф. Они разнообразны по жанрам и стилистике, в них видна та детская непосредственность и озорство, придающее особое обаяние работам юного художника. Так, парадный живописный портрет Валеры – знакомого его мамы, был написан Митей в возрасте 8 лет («Валера», х., м. 100 х 200, 2017; «Портрет Валеры», 100 х 200, 2017). Здесь ему удивительным образом удалось «срисовать» пластику и образ взрослого человека, что говорит о наблюдательности юного художника.
Портрет-маска его бабушки, решенный в стилистике Pin art 3d (скульптор) «Бабушка» (х., акрил, 150 х 150, 2015) имеет характерные черты. Несмотря на условность оп-арта, ему удалось передать энергичные черты «регулятора жизни мальчика Мити». Так же стремительно решено живописное попурри «Создавая Баскию» (б. пастель, 79×60, 2018.), сочетающее в себе приёмы примитивизма и экспрессии.
Идея создания графической серии возникла в рамках авторского проекта (реалити-шоу) Светланы Василенко – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (2022-2024 гг.) – краснодарского режиссёра и сценариста одноименного кинофильма, матери Мити. Это первый и единственный авторский кинопроект, реализуемый на Юге России на частные средства руководителя народного театра.
«Фагот», б., монотипия, 68×70, 2022
Феномен семьи «СВЕТЛАНЫ ВАСИЛЕНКО» объясняется самой судьбой Краснодара (Екатеринодара, основанного в 1793), являвшегося центром казачьей южнорусской восковой культуры. Интернациональная среда рождала эклектику, проявлявшуюся во всем – образе жизни, архитектурном облике, театральном искусстве. В столице кубанского войска в 19 начале 20 века появлялись причудливые особняки в мавританском и «петербургском стиле», которые претерпели изменения в горниле 90-х гг. Аутентичными, пожалуй, остались Банк России, Дом офицеров и публичная баня из красного кирпича[1].
Высокий уровень организации воинства позволял органично внедрять культурные традиции разных народов, населявших старый, утопающий в садах Екатеринодар[2]. Каждая диаспора имела свой культурный центр, народный театр, покровителей и меценатов. Газеты выходили на нескольких языках: русском, армянском, греческом, немецком, польском, адыгейском, чешском. Кубанские казаки привозили из походов не только трофеи, но и новые культурные традиции, что подпитывало уникальную культурную среду, близкую по своему духу южнорусским городам – Одессе, Новочеркасску, Ростову-на-Дону. В прежние времена краснодарские дамы выписывали наряды из Парижа, принимая у себя гостей из обеих столиц. Купцам вменялось строительство больших домов. В конце 19 в. начале 20 в., практически, у каждого крупного фабриканта был свой народный театр, больница, национальная школа или студия изобразительного искусства. На главной улице было расположено несколько кинотеатров с броскими иностранными названиями, которые перемежались с отелями, публичными домами и церквями[3].
Вместе с тем, на Кубани всегда была сильна народная мифология и протестантское движение. Русский народ издавна скрывался на Кавказе от гонений. И в царское время и в Советской России на Кубани было зафиксировано наибольшее количество сектантов – опасного общественного движения против официальной церкви, которые перемежалось с неоязыческими тенденциями. По данным справочников, в 70-80 гг. прошлого века было зафиксировано около 60 разных сект[4]. Не спокойна духовная среда и в настоящее время[5].
Интерес к роману Михаила Булгакова со стороны Светланы Василенко – прямого наследника многонациональной культуры Кубани – понятен, она сама носитель этого неугомонного духа. Например, в 90-х гг. ею было организовано общественное движение за спасение облика старого города. В этом плане её Арт-проект – «Мастер и Маргарита Михаила Булгакова» – яркое свидетельство непостижимого синтеза протестной народной и классической русской культуры, перемешавшихся в сознании отдельно взятой личности.
В этих же традициях растёт её сын – Митя, от которого она ждёт максимальной самоотдачи. Это её главный проект, требующий величайшего напряжения интеллекта, жизненных сил и эмоций.
В поддержку своего главного проекта Светлана создала защитное поле – группу единомышленников, состоящую из разных творческих личностей, культивирующих стихийную энергию Мити.

[1].Смирнов, В.Н. Коллекционер Старинных Кирпичей: «Кирпичный Екатеринодар». URL: http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/articles/ekaterinodar-kirpichnyiy-ekaterinodar/ (дата обращения:20.06.2024)
[2] Древнее прошлое Краснодарского края. Музей им. Е.Д. Фелицина. URL: https://felicina.ru/nauka/drevnee-proshloe-krasnodarskogo-kraja/ (дата обращения: 20.06.2024)
[3] Шахова, Г. С. Улицы Краснодара рассказывают: история города в рассказах об улицах, площадях, скверах / Галина Шахова. - Краснодар : Традиция, 2008- (Ростов н/Д : Тип. ИП Волошанский С. А. ("Лаки Пак") 50 с.
[4] Краткий политический словарь [Агешин Ю. А., Алексеев Р. Ф., Анучкин - Тимофеев А. С. и др.; Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина] Москва, Издательство,Политиздат, 1980 2-е изд., доп. 447 с.
[5] Бесков А. Полезен ли анализ неоязыческих сообществ в соцсетях для оценки численности последователей русского 30 6 неоязычества? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(3). С. 306-330.Доклад Александра Дворкина на Восьмой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект", 17 - 20 сентября 2015, Оточец, Словения...https://k-istine.ru/paganism/paganism_dvorkin.htm (дата обращения: 16.06.2024)
7. Неоязычество: безобидные «сказки на завалинке» или...
tsargrad.tv›Статьи›neojazychestvo…
https://tsargrad.tv/articles/neojazychestvo-bezobidnye-skazki-na-zavalinke-ili-jekstremistskie-kulty_214854 (дата обращения: 16.06.2024)

Можно отметить, что творческая жизнь Мити очень запутана, это, практически, мистический роман, написанный группой авторов, что объясняет сложность и драматизм сюжетных линий, а также агрессивность и экспансивность его художественных образов.
Если посмотреть на творческую группу со стороны, то она выглядит весьма странно. Участники – это почти мифические персонажи Михаила Булгакова в его бессмертном романе, которые живут в разных мирах, как бы параллельно друг другу, практически, пересекаясь только в искусственно режиссированных обстоятельствах. Они колдуют около Мити, вливая в него свою живительную энергию, выравнивают биоритмы и мысли, в согласии с «социокультурными завихрениями» города Краснодара.
Среди героев этого романа:
– его Зачарованная Мать – Маргарита – существующая в границах свой роли, которая является координатором воли свыше. Она черпает свою энергию от предков – крепких духом, неуступчивых цыган-казаков, страстно и твёрдо заявляющая о своих правах во всех жизненных обстоятельствах;
– его Учитель – Александр Шандро – потомок западных славян и гордого народа Армении, с внешностью героя итальянского неореализма, являющийся и переводчиком небытия, проявляющий «смыслы» в хаотичных изобразительных опусах Мити. Являясь графиком-дизайнером, он представляет в проекте рациональное крыло, изобретательно придавая форму смутным образам его подсознания;
– странно выглядит идущий по раскаленному краснодарскому асфальту пижонистый Рашид Фаритович Габайдулин – школьный учитель живописи, исполнитель в фильме Светланы Василенко роли Иешуа;
– и Митя – безусловно, центр процесса.
Он понимает, что в этом проекте играет роль первооткрывателя Михаила Булгакова для нового поколения, так как является прямым наследником культурного кода Кубани.
Все в творческой жизни Мити непостижимо, одновременно реально и нереально, как в романе его любимого писателя.
Иди по дороге жизни, Митя, люби, борись, не предавай, удивляйся... Добросовестно исполняй роль, предначертанную тебе судьбой.


20 июня, 2024 г. Людмила К. Бондаренко